Главные новости » Наука и технологии » Ловушка из зыбучих песков возрастом миллион лет обнаружена на «кладбище слонов»

Ловушка из зыбучих песков возрастом миллион лет обнаружена на «кладбище слонов»

Ученые из Университета Малаги беспрецедентным образом продемонстрировали, как так называемое «кладбище слонов» на археологическом объекте раннего плейстоцена Орсе (название было дано из-за большого количества найденных там останков вымершего вида слонов Mammuthus meridionalis) скрывает в зыбучих песках естественную ловушку. Исследование опубликовано в журнале Journal of Iberian Geology.

Местонахождение Фуэнте-Нуэва 3 (FN3), расположенное на северо-восточной окраине впадины Гвадикс-Баса (Гранада), является одним из месторождений Орсе, содержащих одни из самых ранних свидетельств присутствия человека в Западной Европе, состоящие из каменных комплексов (камней, вырезанных нашими предками), возраст которых датируется 1,4 миллиона лет.

Аналогично, этот археологический объект сохраняет манупорты — немодифицированные камни, которые использовались в качестве ударных инструментов для перелома костей и доступа к костному мозгу, а также, возможно, как метательное оружие для отпугивания гиен, — и многочисленные окаменелости крупных млекопитающих, некоторые из которых сохраняют антропогенные следы, связанные со снятием шкуры, разделкой туши и обработкой костного мозга. Также есть кости со следами зубов, оставленными хищниками, питающимися падалью.

Согласно этому исследованию, проведенному под руководством профессора палеонтологии UMA Пола Палмквиста и профессора стратиграфии и палеонтологии UMA Марии Патросинио Эспигарес, плодородные слои этого участка имеют два различных археологических уровня: нижний (LAL) и верхний (UAL).

Оба уровня сохраняют многочисленные скелетные останки и литические орудия. Однако, в то время как первый показывает высокую плотность манупортов, что говорит о том, что активность гомининов была более интенсивной на этом уровне, второй сохраняет много останков мегатравоядных, в частности, вымерших слонов Mammuthus meridionalis, что указывает на большую вовлеченность гигантских гиен.

Ученые проанализировали статистические различия в составе фаунистических комплексов, сохранившихся на этих двух уровнях, а также седиментологию, в частности, размер частиц в плодородных слоях обоих уровней. Последний аспект является ключевым в исследовании, поскольку показывает преобладание илов и глин в слоях 2–3 нижнего уровня, а также мелких и очень мелких песков в слое 5 верхнего уровня.

«Эти мелкозернистые песчаные отложения, отложившиеся вблизи палеоозера, находившегося в этом регионе, также могли содержать слегка соленую воду, что объясняет, почему они могли выполнять функцию зыбучих песков, в которых оказывались запертыми более крупные животные», — говорят ученые UMA.

Исследователи отмечают, что последний уровень можно интерпретировать как естественную ловушку из зыбучих песков, в которой оказались мегатравоядные из-за большого веса своих конечностей, а их полузатонувшие туши привлекли падальщиков, как гиен, так и людей, которые питались ими и оставляли литические скопления и копролиты — окаменевшие экскременты гиен — как доказательства своего присутствия.

Новое открытие, сделанное исследователями UMA, представляет собой очень важную веху на пути к получению дополнительных знаний о стратегиях жизнеобеспечения наших предков, первых европейцев, и их конкуренции с крупными гиенами-падальщиками за доступ к этим мясным ресурсам, поскольку это первый случай, когда естественная ловушка с такими характеристиками была описана в ископаемом месторождении, представляющем особый интерес для изучения эволюции человека.

Проведение более подробных исследований, дифференцирующих верхние и нижние археологические уровни, а также характеристика других важных объектов в регионе Орсе, таких как Барранко Леон, где также имеются свидетельства присутствия человека, являются следующими шагами, запланированными этой научной группой UMA, в которой также принимают участие исследователи из Мадридского университета Комплутенсе и Таррагоны.